Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

Svjatoslav

СЧ динамик диаметром 80 мм. из ретроматериалов.

Рекомендованные сообщения

А какая резонансная частота получится у такого динамика? Параметры ТС работают две октавы вниз и вверх от Fs, так что добротность будет только на резонансе высокая(вообще неважно какая).

А СЧ явно будет работать выше чем на две октавы от своего резонанса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хорошо. Изменим формулировку. Зачем нужно делать высокодобротный динамик, а потом опускать добротность таким варварским способом, создавая дополнительную механическую нагрузку на диффузор?

СЧ работает от пассивного фильтра с существенным выходным сопротивлением, которое повысит Qt даже с 0,4. Если увеличить ЗК и магнит, увеличится масса подвижки. Что для СЧ плохо - срежется верхняя середина. Здесь думается важна не только лёгкость диффузора но и всей подвижки в целом. Старые мастера советовали делать близкими массы ЗК и диффузора. Мой опыт это подтверждает.

Алюминий в каркасе применил также и для существенного снижения Qt.

Не думаю, что японцы варвары!:D (см. СЧ сансуи)

To GABBER:

В том то и дело, что Qt влияет на переходные искажения во всём рабочем диапазоне! У Алдошиной в книге даже фото с осцила есть, как себя ведёт подвижка после снятия возбуждающего сигнала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С удовольствием, коллега!

И. А. Алдошина "Электродинамические громкоговорители" М. "Радио и связь" 1989г.

Фото переходных на стр. 119 рис. 3.30

Ещё рекомендую стр. 142 - 156. о нелинейных электромеханических процессах.

А вообще-то в ней много интересного фактического материала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
СЧ работает от пассивного фильтра с существенным выходным сопротивлением, которое повысит Qt даже с 0,4. Если увеличить ЗК и магнит, увеличится масса подвижки. Что для СЧ плохо - срежется верхняя середина. Здесь думается важна не только лёгкость диффузора но и всей подвижки в целом. Старые мастера советовали делать близкими массы ЗК и диффузора. Мой опыт это подтверждает.

Алюминий в каркасе применил также и для существенного снижения Qt.

Что-то как-то всё у Вас перепутано. Если увеличить магнит, то это никак не повлияет на вес подвижки, а вот верхняя середина наоборот поднимется. Старые мастера советуют вес провода в зазоре делать такого же веса, как и вес всей остальной подвижки, правда я не представляю как это сделать (в реальной конструкции СЧ динамика), да и у Вас это тоже не получилось судя по добротности. Если сделаете, то добротность будет ниже 0.25.

Нормальный фильтр в полосе пропускания никак не влияет на параметры динамика, его воздействие распространяется максимум на октаву от частоты среза. Правда периодически попадаются 3-х полосные фильтры с кол-вом элементов более 20-25. Из них около 10-ти приходится на СЧ, вот там фильтр гробит добротность на всех частотах, если Вы делаете такой и исходя из этого рассчитываете на полнодиапазонное увеличение добротности, то стоит закрыть войлоком не только заднюю, но и переднюю сторону диффузора, чтобы не слышать того, что получилось (и не видеть). Исключение составляет фильтр первого порядка, его влияние распространяется на полторы-две октавы, зато влияние на добротность его минимально, и что самое главное, изменения происходят плавно, в большинстве случаев ими можно пренебречь.

Интересно, на сколько алюминий в каркасе катушки может понизить добротность? В смысле чем он лучше меди? И откуда такая тяга к экзотическим способам, почему нельзя просто увеличить BL?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
С удовольствием, коллега!

И. А. Алдошина "Электродинамические громкоговорители" М. "Радио и связь" 1989г.

Фото переходных на стр. 119 рис. 3.30

Ещё рекомендую стр. 142 - 156. о нелинейных электромеханических процессах.

А вообще-то в ней много интересного фактического материала.

Спасибо, немного почитал.

В области низких частот форма переходного процесса определяется значением основной резонансной частоты и добротности. Так об этом я и говорил. А вот для СЧ - В области средних частот на характер переходного процесса начинается влиять первая резонансная частота диафрагмы..... и т.д. о добротности ни слова. Вот у меня в АС скорее всего СЧ будет работать от 700-1000гц, резонанс у динамика 49гц, какая добротности в принципе то неважно.(у моего 0.29)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
....Масса диффузоров: новый 0,30 г; 4ГД-6 - 0,40 г.....

 

Этот вес в 0,4 грамма тонюсенького и жиденького диффузора вылились в неравномерность АЧХ 10дБ, что для 3" средника, лично я считаю величиной нецензурной. Это как-то может быть оправдано цифрой 90дБ - для такого размера и диапазона это можно даже назвать рекордом.

 

Не боИтесь ухудшить результат таким апгрейдом???

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо, немного почитал.

В области низких частот форма переходного процесса определяется значением основной резонансной частоты и добротности. Так об этом я и говорил. А вот для СЧ - В области средних частот на характер переходного процесса начинается влиять первая резонансная частота диафрагмы...

Когда сигнал любой частоты заканчивается, диффузор продолжает кол*****ся на частоте основного резонанса - как на фотке у Алдошиной.

В старом "Радио" была описана доработка 15ГД-11 установкой коробчатой ПАС.

И ещё нашёл в записях по теме: Радио №1 за 1988 г. стр.56 доработка 3ГД-42.

И приведён спектр гармоник до и после. Так вот, они снижались даже на 4 кГц!

Добротность Qt Вашего СЧ 0,29, это класс, но нужно будет ещё учесть выходное сопротивление кроссовера и усилителя на Fs динамика. Оно поднимет её. Насколько, можно посчитать по Э.Л. Виноградовой "Конструирование Громкоговорителей со сглаженными частотными характеристиками" М. "Энергия" 1978 г. стр.20 раздел "Способы регулирования Qt".

Если в итоге будет не выше 0,5-0,6 то всё ОК.

Кстати, обнаружил, почему мне не нравился звук исходного 4ГД-6 - приборно обнаружил паразитный резонанс диффузора на 2,40 кГц!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Этот вес в 0,4 грамма тонюсенького и жиденького диффузора вылились в неравномерность АЧХ 10дБ, что для 3" средника, лично я считаю величиной нецензурной. Это как-то может быть оправдано цифрой 90дБ - для такого размера и диапазона это можно даже назвать рекордом.

Не боИтесь ухудшить результат таким апгрейдом???

Не боюсь. Как говорится, зубов бояться - в лес не ходить!:D

А если серьёзно это уже н-надцатый апгрейд.

Мне и раньше нравилось звучание диффузора 1ГД-2 ВЭФ.

Когда сравнивал его со снятым с 4ГД-6 то он оказался конструктивно намного крепче при радиальном растягивании. А родной диффузор действительно, очень жиденький, хотя и тяжелее. Форма образующей совершенно разная - "горн" и "чашка".

Неравномерность динамиков у нас приводили не по их реальным типовым АЧХ а по прописям ГОСТ и ТУ. Разработчик оставлял себе широкие ворота параметров, чтобы не придирались на случай брака. Сам написал не один десяток ТУ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Когда сигнал любой частоты заканчивается, диффузор продолжает кол*****ся на частоте основного резонанса - как на фотке у Алдошиной.

В старом "Радио" была описана доработка 15ГД-11 установкой коробчатой ПАС.

И ещё нашёл в записях по теме: Радио №1 за 1988 г. стр.56 доработка 3ГД-42.

И приведён спектр гармоник до и после. Так вот, они снижались даже на 4 кГц!

Добротность Qt Вашего СЧ 0,29, это класс, но нужно будет ещё учесть выходное сопротивление кроссовера и усилителя на Fs динамика. Оно поднимет её. Насколько, можно посчитать по Э.Л. Виноградовой "Конструирование Громкоговорителей со сглаженными частотными характеристиками" М. "Энергия" 1978 г. стр.20 раздел "Способы регулирования Qt".

Если в итоге будет не выше 0,5-0,6 то всё ОК.

Кстати, обнаружил, почему мне не нравился звук исходного 4ГД-6 - приборно обнаружил паразитный резонанс диффузора на 2,40 кГц!

Это почти гы-гы понятно, спс за точное указание страниц, по свободе прочитаю.

Кросс у меня активный цифровой, усилитель на каждый динамик(итого 8 каналов;) ), все еще в процессе сборки.

 

З.ы. хотелось бы увидеть в таком случае CSD, ну я посмотрю на свой потом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Старые мастера советуют вес провода в зазоре делать такого же веса, как и вес всей остальной подвижки, правда я не представляю как это сделать (в реальной конструкции СЧ динамика)...

Нормальный фильтр в полосе пропускания никак не влияет на параметры динамика, его воздействие распространяется максимум на октаву от частоты среза... Исключение составляет фильтр первого порядка, его влияние распространяется на полторы-две октавы, зато влияние на добротность его минимально.

Интересно, на сколько алюминий в каркасе катушки может понизить добротность? В смысле чем он лучше меди? И откуда такая тяга к экзотическим способам, почему нельзя просто увеличить BL?

По порядку:

1. В купольных серединах вес обмотки ЗК частенько бывает даже больше веса подвижки.

2. Перед "нормальным" фильтром как правило, стоит гасящий избыточную чувствительность СЧ резистор, или R-делитель.

3. Фильтр первого порядка (в данном случае конденсатор) с понижением частоты увеличивает своё сопротивление. И на резонансе СЧ оно уже будет значительным. Придётся его учитывать.

3. Алюминиевый каркас снижает Qа за счёт токов Фуко. Медь лучше, но ставлю её в СЧ только для эстрады. Слишком утяжеляет подвижку.

Вообще, в разработках мне нравится одним конструктивным решением улучшать сразу несколько показателей.

Тот же Al-каркас в данном случае:

- удваивает максимальную мощность;

- снижает добротность;

- увеличивает конструктивную жёсткость подвижки против окружных резонансов диффузора;

- снижает температуру ЗК при одинаковой рабочей мощности, что меньше рассогласовывает работу пассивного фильтра при росте "температурного" сопротивления медной обмотки.

Минус - некоторое увеличение массы подвижки. Но он один.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тот же Al-каркас в данном случае:

- удваивает максимальную мощность;

- снижает добротность;

- увеличивает конструктивную жёсткость подвижки против окружных резонансов диффузора;

- снижает температуру ЗК при одинаковой рабочей мощности, что меньше рассогласовывает работу пассивного фильтра при росте "температурного" сопротивления медной обмотки.

Минус - некоторое увеличение массы подвижки. Но он один.

 

Извиняюсь, что встреваю, но по мне, этот ОДИН минус перекрывает все вышеприведённые плюсы, так как - он (вес) главный для звука, тем более для средника.

Даже, почему то мне кажется, что это, далеко не единственный минус Al-каркаса. Место ей, на дискотеке или на столбе (на матюкальнике.) Глубокий ИМХО.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня здесь добавка активной массы - меди в обмотке "перекрывает" увеличение веса Al каркаса.

Для воспроизведения нижней части СЧ диапазона масса нужна.

Рад новым собеседникам, но мне и коллегам полезны будут обоснованные аргументы о минусах Al каркаса. Если таковые у Вас имеются - выложите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Место ей, на дискотеке или на столбе (на матюкальнике.) Глубокий ИМХО.

Может для СЧ так и есть, но для ШП не факт. У всех моих Хартли каркасы алюминиевые, динамики маломощные, не для дискотеки. И действительно, нижнюю середину очень хорошо воспроизводят. Магнитяры бешеные, как на Ваших Варфах;) .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
мне и коллегам полезны будут обоснованные аргументы о минусах Al каркаса. Если таковые у Вас имеются - выложите.

По порядку, отвечая на 38 пост.

Первый пункт пропустим, речь не о купольных динамиках.

2. Перед "нормальным" (в кавычках) фильтром действительно ставят резисторы, да и после него тоже, а вот перед нормальным (без кавычек) никаких резисторов не нужно.

3. Там, где конденсатор увеличивает сопротивление, там динамик не играет, в смысле его не слышно, какой смысл учитывать это сопротивление. При нормальном конструировании частота настройки фильтра СЧ динамика на пару октав выше частоты резонанса, при втором порядке фильтра резонанс давится на 24 dB.

3.(следующий пункт с цифрой 3) Конечно, в идеале медь тяжелее алюминия, но в реальных динамиках подвижки совсем без алюминия практически всегда легче, чем с ним.

Далее.

Алюминиевый каркас никак не увеличивает мощность по сравнению с медным, а наоборот снижает.

На счёт добротности не сравнивал, но очень бы хотелось познакомиться с аргументами в пользу озвученного утверждения.

Любой знакомый с металлами человек знает, что медь обеспечивает лучшую жёсткость по сравнению с алюминием, зачем утверждать обратное - непонятно.

А вот последний пункт - это вообще полная ерунда. Намотка медного провода на алюминиевый каркас совершенно рассогласовывает температурный режим катушки, только изготовление витков и каркаса из одного металла обеспечивает оптимальные условия при работе и особенно при нагреве. Что вполне логично и понятно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрая половина современных динамиков намотаны медным проводом на алюминиевом каркасе - и ничего, работают годами.

Сейчас для СЧ/ВЧ и ШП вообще самый хит - омеднёный алюминиевый провод.

Вот и несовместимость! Клей и изоляция на проводах гораздо важнее.

Для склеивания провода ЗК использовал БФ-2. Алюминиевый каркас оксидирован со стороны обмотки.

Бывает такой нагрев ЗК, что дёготь выжигается на керн и фланец из обмоток...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Добрая половина современных динамиков намотаны медным проводом на алюминиевом каркасе - и ничего, работают годами.

Сейчас для СЧ/ВЧ и ШП вообще самый хит - омеднёный алюминиевый провод.

Вот и несовместимость! Клей и изоляция на проводах гораздо важнее.

Для склеивания провода ЗК использовал БФ-2. Алюминиевый каркас оксидирован со стороны обмотки.

Бывает такой нагрев ЗК, что дёготь выжигается на керн и фланец из обмоток...

Svjatoslav, при всем моем глубоком уважении, вышеприведенные Вами аргументы в пользу алюминиевого каркаса касаются долговечности динамиков и их устойчивости к разрушению, но никак не качества звучания...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Svjatoslav, при всем моем глубоком уважении, вышеприведенные Вами аргументы в пользу алюминиевого каркаса касаются долговечности динамиков и их устойчивости к разрушению, но никак не качества звучания...

Ну вот опять:( А на основании чего родились подобные выводы-утверждения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Может для СЧ так и есть, но для ШП не факт. У всех моих Хартли каркасы алюминиевые, динамики маломощные, не для дискотеки. И действительно, нижнюю середину очень хорошо воспроизводят. Магнитяры бешеные, как на Ваших Варфах;) .

 

Спорить не буду, фирму эту уважаю, сам чуть не приволок из штатов их Consertmaster 4 (лопухи огромные понравились) :D.

Но, как я понял, Вы теперь пользователь FC? И даже, магнитяры бешеные не спасли Хартли, может быть, как раз из-за AL каркаса? (шутка).

 

А если серьёзно, звук (особенно на "середине") бесполезно описывать лязгом клавы, хоть и сыпать обоснованными аргументами, втискивая их в теории.

Звук надо СЛУШАТЬ своими ушами и всё!

Может, действительно у Вас, Святослав получилось, нечто уникальное (раз хватило смелости, открыть тему в этом, самом уважаемом разделе форума), надо слушать. А мы здесь, не услышим их, при всём желании...

Лишь поэтому, Ваши аргументы не убедительны лично для меня, так как у меня иное представление по данной теме, верю своим ушам.

Т.е., полагаясь, на свой, очень скромный опыт, сделал вывод - голосовой диапазон, играет хорошо динамик не меньше 8" с хорошим магнитом, литой корзиной, главное, с отличной бумагой диффузора, максимально лёгкой подвижкой, а это; лёгкий бумажный каркас и АL лёгкая катушка, естественно - подключенная напрямую, без никакого фильтра. И вообще, при применении на СЧ фильтра, с такими мелочами, как лёгкость подвижки и прочими тонкостями, можно незаморачиваться.

Верю, только ушам своим, уж извините.

Конечно, могу ошибаться.;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Malay

FC только по басу, на середине применяю в точности подходящий под Ваше видение;) Возразил я лишь потому, что не согласен с тем, что AL каркас сразу на дискотеку, и пример привел, правда не в тему немного. Ветка то про СЧ.:beer:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Malay

...Возразил я лишь потому, что не согласен с тем, что AL каркас сразу на дискотеку,...

 

Виноват, резко получилось, не сдержался. Извиняюсь! :beer:

И за ОФФ, тоже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
сделал вывод - голосовой диапазон, играет хорошо динамик не меньше 8"...
Такой же вывод сделали многие, кто имеет возможность сравнивать.

Для склеивания провода ЗК использовал БФ-2. Алюминиевый каркас оксидирован со стороны обмотки.
О какой повышении надёжности вообще речь? Более ненадёжной конструкции придумать трудно: клей БФ, намотка на одну сторону, сплошной алюминий. 60-70% выхода из строя динамиков с алюминиевым проводом - это обрывы провода, происходящие из-за трещин в хрупком алюминии. При использовании меди вероятность возникновения обрывов во много раз меньше, не более 15-20%. Ещё и теплообмен в алюминии протекает существенно хуже, чем в меди. У применения алюминия есть только одно объяснение: он в несколько раз дешевле.

И вообще, при применении на СЧ фильтра, с такими мелочами, как лёгкость подвижки и прочими тонкостями, можно незаморачиваться.
Это точно. Особенно в случаях применения фильтров повышающих и так высокую добротность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

О какой повышении надёжности вообще речь? Более ненадёжной конструкции придумать трудно: клей БФ, намотка на одну сторону, сплошной алюминий. 60-70% выхода из строя динамиков с алюминиевым проводом - это обрывы провода, происходящие из-за трещин в хрупком алюминии.

Хрупкий алюминий?:D Да из него тазики и тарелки вручную выдавливают на станках из болванки!

Провод использован медный. Провод ПЭЛ на бумаге и с клеем БФ-4 в 4ГД-6 представляется гораздо меннее надёжным, чем ПЭТВ-2 с БФ-2 на оксидированном Al.

Насмотрелся на "тыщи" дохлых ЗК, так что малость в курсе, как они выходят из строя.

Совершенно не согласен, что для СЧ лучше именно 8".

Думаю, лучше тот, который в этом диапазоне лучше работает.

А чем меньше диффузор, тем меньше у него возможностей для отсебятины из-за паразитных резонансов диффузора, интерференции волн из-за большей его глубины и излучения от удалённых участков.

Глубина нового диффузора с учётом колпачка всего 8 мм!

А диаметр диффузора 58 мм.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.




×
×
  • Создать...